продукт
Всего в списке

Традиция наряжать елку – главный признак зимнего праздника. Ее история началась тысячи лет назад, даже до появления основных мировых религий. Пройдя через разные слои культуры, этот обычай сохраняет свой смысл. Когда мы украшаем дом хвойным деревом, вечнозеленым и ароматным, то радуемся окончанию годового цикла, встречаем начало нового года.

Ель стала по всему миру символом семейного уютного праздника. С ней связано множество приятных историй – гора подарков под пышными ветками, множество украшений среди зеленых иголок, веселое ночное застолье. Откуда же появилась елка на новый год, что заложено в этом праздничном обычае?

Природное начало

“Древо жизни” упоминают европейские народы, древние славяне в своих летописях. Оно было центром праздника, который проводился в конце зимы. Этим деревом служили дуб, омела или плющ, а на территории древней руси – береза. Растение, которое каждый год покрывается зелеными листьями, а потом сбрасывает их, было олицетворением жизненной энергии. В языческой религии в лесных обитателей переселялись души умерших людей, а густые заросли являлись местом поддержки, концентрации духов, позитивной природной силы. Так независимо в разных странах сформировался культ “священного дерева” с обычаями украшения его веток, приношения даров к его корням.

Празднования проходили прямо в лесу, священное растение украшали свечами, цветными повязками или лентами. У разных народностей это происходило в период солнцестояния, в начале марта, когда появлялись первые признаки таяния снега. Смысл всегда был один – радость от начала нового жизненного цикла. Обрядовое деревце символизировало возрождение природы после долгого холода зимнего периода. Этот момент был важен для людей, которые питались дарами земли, он означал, что они преодолели опасности зимы.

Ель из иного мира

С развитием строительства, земледелия семьи стали ставить священное дерево в доме или украшать его ветками вход в жилище. При чем в славянской культуре в качестве обрядового растения выступали разные виды деревьев, кроме ели. Ее зеленые лапы использовали при ритуалах погребения, поэтому зеленая хвоя была прочно связана для русичей со смертью и переходом в иной мир.

Германские язычники средних веков тоже считали хвойных гигантов проводниками из человеческого мира в обитель духов. И поэтому регулярно приносили дары (красивые вещи, сладости, красные ленты), чтобы через посредников задобрить представителей потустороннего мира, поблагодарить за хороший урожай, попросить благополучия в следующем году. Под хвоей собирались военные советы, женщины приходили за защитой для детей, знахари окуривали еловым пучком больных.

Изучение вопроса, из какой страны пришел обычай украшать на новый год елку, доказывает, что “древесный” культ существовал с момента истории человечества. В хрониках 14-15 веков есть упоминания о хвойных деревцах на домах в провинции Германии Эльзас, которые жители установили в честь празднования нового года.

Христианство вложило дополнительные смыслы в языческий апотропей, но сущность украшения осталась та же – это символ нового цикла жизни.

Еловое чудо

Основателем христианского обычая считают реформатора Мартина Лютера Кинга, который распространял в качестве проповедника основы христианства в Германии в 16 веке. Согласно легенде в канун Рождества богослов был заворожен картиной ночного неба с россыпью звезд над пушистой елью. Он увидел в этом повторение истории о Вифлеемской звезды, что привела волхвов к новорожденному Иисусу. Символ возрождения, начала нового цикла жизни Мартин Лютер принес домой. Юную елочку украсили свечами, а на вершину водрузили звезду, чтобы снова повторить чудо божественного послания.

Зеленый символ новой жизни получил быстрое распространение в Европе. Священники научили своих прихожан украшать дом вечнозеленым растением, наряжать его для рождественских праздников.

Христианство активно распространялось в европейской части мира, вместе с ним традиция новогодней елки в доме. Венками из еловых веток украшали ворота, стены, двор. Само деревце ставили прямо на праздничный стол, а затем всей семьей украшали его сладостями – медовыми яблоками и грушами, орехами.

Из какой страны пришел обычай украшать елку на другие материки теперь отследить сложно. Распространению елового символа нового года способствовало несколько факторов:

  • Европейская аристократия в тот период активно создавала браки по расчету, отправляя невест из знатных родов в другие страны. И те, используя свое высокое положение, активно насаждали новогодние ритуалы на новом месте жительства;
  • Промышленная революция. Инженеры, ученые, врачи из Европы несли свои знания в другие страны, где не так было развито производство, медицина, наука. С собой они привозили культурные порядки – ставить в доме хвойное дерево во время новогоднего праздника;
  • Мистерии – специальные пьесы, где разыгрывали сцены из библии. В качестве декорации райского древа с плодами добра и зла использовали ели, которые украшали яблоками. Восхищенные зрители стали тоже наряжать дома, площади, дворы такими же хвойными украшениями с бумажными цветами, выпечкой, свечами, сладостями на ветках.

Именно этими путями в Российскую империю попало рождественское дерево, а также все церемонии, связанные новогодними празднованиями. К тому моменту обязательные атрибуты праздничного декора получили христианские смыслы. Украшения – это дары младенцу Иисусу от волхвов, на макушке блестящая звезда – символ Вифлеемской звезды, которая возвестила о рождении мессии, а затем указала путь к месту рождения христианского пророка.

Императорская ель

Реформатор Петр Первый изменил географию, науку, промышленность России, оставил, в том числе, отпечаток в российской культуре. При обучении в Германии основам инженерии, судостроительного дела молодой правитель был восхищен видом наряженной торжественной елки.

По приезду в страну Петр Первый изменил календарь, по которому жила российская империя, назначив 1 января первым днем нового года. Чтобы приучить русский народ ставить рождественское дерево, по приказу царя новогодние празднование были организованы на немецкий манер:

  • На площадях, в царских покоях, домах знати, где впервые появилась традиция новогодней елки, ставили рождественские деревья;
  • Владельцы лавок, кабаков вешали ветки над входом, на стенах, придавая им торжественность с помощью яблок, конфет, бантов;
  • В ночь с 31 на 1 по приказу императора гремели салюты, звучали поздравления, устраивались массовые празднования с бесплатной едой, выпивкой;
  • Петр издал указ об обязательном наличии на воротах или входе в дом ветвей можжевельник, ели, сосны.

Красивую церемонию быстро переняли простые люди, они тоже принялись использовать хвойные убранство в своих домах. Образцами елочных нарядов служили деревья, выставленные для этого в Гостином дворе – крупной торговой площади столицы.

К сожалению, после смерти императора-реформатора многие его начинания были забыты. В том числе и новогодние порядки так же пошли на убыль. В 19 веке произошло возрождение рождественского атрибута. Супруга Николая Первого, императрица, Александра Федоровна по происхождению была из прусского королевского рода (ее имя в девичестве – принцесса Шарлотта). Так же как иноземные невесты знатного происхождения она привезла на новую родину свои культурные привычки, в том числе порядок организации рождественского сочельника.

По просьбе жены из года в год снова в императорских дворцах начали ставить празднично украшенные хвойные деревья, проводить новогодние праздники для детей.

С 1980 года европейский обычай получил широкое распространение в России. Стали появляться публичные елки – щедро украшенные большие деревья на площадях, вокзалах.

Елка как преступление

После революции при жизни Ленина елки по-прежнему традиционно ставили в домах культуры, на площадях. После смерти вождя партии рождество с его ценностями стало преступлением, Сталин со своими однопартийцами проводил антирелигиозные кампании: запрет на посещение церкви, празднование Рождества, отмена “христианского” воскресения.

Почему на новый год все таки стало принято наряжать елку в советском союзе?

Реабилитация елочки началась с заметки во всесоюзной газете “Правда”, где секретарь компартии Постышев инициировал организацию новогодних праздников для детей. Его начинание поддержал Сталин, поэтому с 1935 года начали проходить новогодние утренники с лесной красавицей в центра праздника. Дома пионеров, дворцы культуры, школы, городские площади, детские сады стали традиционной площадкой для хвойного дерева. Теперь на него вешали гирлянды, игрушки, верхушку украшала красная звезда, как на московском кремле. Само дерево стали называть “новогодней елкой”, не упоминая о религиозных истоках обычая.

Декор для лесной красивицы

Привычные фрукты, орехи вместе с развитием производства дополнили конфеты, самодельные игрушки из картона или бумаги. В век промышленности для новогодних елей стали выпускать специальный декор:

  • Игрушки из стекла с яркой расцветкой (традиционные шары, которые пришли на замену яблокам, фигурки животных, птиц, игрушечная техника, представители профессий, сказочные герои);
  • Электрические гирлянды с лампочками разной формы, цветов;
  • Мишура, “дождики” из сияющей плотной бумаги.

Сами хвойные деревья теперь тоже производят из пластика. Искусственные аналоги очень практичны – они радуют пышной хвоей, отсутствием опавших иголок.

Из какой страны не пришел бы обычай украшать елку, поверье о “волшебном древе”, проводнике между мирами и циклами времени существовал всегда. В каждую эпоху он был наполнен разными смыслами, при этом сохранял свои традиции.

Вечнозеленая елочка с яркими украшенная на ветках означает начало уютных, теплых вечером в кругу семьи – время подарков, радости и веры в чудо. Красивые новогодние елки можно купить в магазине https://elkitorg.ru/.

7 464
9 330